Отчёт по методической работе за 2015-2016 учебного года

«Чтобы выполнить большой и важный
труд, необходимы две вещи: ясный
план и ограниченное время»
Э. Хаббард

Одним из средств повышения качества обучения и профессиональной подготовки учащихся является повышение педагогического мастерства преподавателей, а связующим в единое целое всю систему работы колледжа, является методическая работа, роль которой значительно возрастает в современных условиях. Методическая работа – это ведущее направление управления колледжем, позволяющее обеспечить качественное научно – методическое оснащение педагогического процесса, сопровождать научно – исследовательскую, экспериментально – методическую деятельность преподавателей и мастеров производственного обучения, совершенствовать их профессиональную компетентность в области проектирования, организации, анализа учебно – воспитательного взаимодействия и сотрудничества преподавателя и учащихся, корректировать и координировать методику и технологию обучения
Методическая работа в колледже представляет собой гибкую систему взаимосвязанных организационно-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию подготовки специалистов по профессии «Организация питания».
Основной целью методической работы является обеспечение единства двух пространств — педагогической науки и методической практики. Поэтому методическая работа является неотъемлемым компонентом образовательной деятельности колледжа. Основные условия для реализации направлений методической работы:
• обеспечение разработки индивидуально — дифференцированного профессионально — педагогического маршрута достижения целей образования при подготовке специалистов сферы питания различного уровня профессиональной компетентности
• разработка учебно-методического обеспечения дисциплин
• формирование профессионализма и методической компетентности инженерно-педагогического коллектива
• формирование методической культуры и творчества.
Таким образом, в методической работе реализуется триединство функций методической службы колледжа: контроль, регулирование и корректировка методической работы в цикловых методических комиссиях, в творческих группах педагогов и индивидуально с использованием разнообразных форм методической практики в виде консультаций, бесед, тематических заседаний, семинаров педагогического мастерства, обучающих семинаров-практикумов, проведение открытых занятий.
В КГКП «Павлодарский колледж сервиса и питания» сложилась традиционная структура методической службы: составляется график ежемесячного проведения различных коллективных и индивидуальных форм работы, проводятся консультации с аттестующимися педагогическими работниками, начинающими молодыми педагогами-мастерами производственного обучения, осуществляется плановое повышение профессиональной квалификации и компетенции педагогических работников, проводится диагностика и рейтинг показателей эффективности педагогического труда за учебный год. Системно осуществляется отслеживание методического и профессионального роста. Ведь организация учебной деятельности учащихся напрямую зависит от педагога, его мастерства, компетентности. Именно этим направлениям уделяется большое внимание.
Управление методической работой в колледже осуществляется посредством:
• Педагогического совета, который рассматривает и анализирует основные проблемные вопросы организации учебно-воспитательного процесса.
• Методического совета, который направлен на рассмотрение и утверждение учебно-планирующей и методической документации, экзаменационных билетов по теоретическому и производственному обучению, а так же координирует работу предметных цикловых комиссий, проводит диагностику профессиональной деятельности инженерно-педагогических работников.
• Школы педагогического становления, ставящей своей целью успешное прохождение адаптационного периода, формирование индивидуального стиля творческой деятельности, повышение уровня методической подготовленности молодых сотрудников, совершенствование методики проведения различных видов занятий.
• Цикловых методических комиссий – инженерно-педагогический коллектив поделен на 2 цикловые методические комиссии:
1. ЦМК общеобразовательных дисциплин (руководитель Стрельба Л.Н.)
2. ЦМК преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения (руководитель Пицина И.А.)
Кроме этого осуществляет деятельность методическое объединение классных руководителей (руководитель Шарапиденова Г.Т.).
На заседаниях ЦМК согласуется учебно-планирующая документация, экзаменационный материал, анализируются итоги образовательного мониторинга обучающихся, проводится анализ внеклассных мероприятий, профессионального рейтинга педагогов и мастеров п/о.
• Творческая группа мастеров п/о «ИКТ в руках мастера» — создание электронных страничек к урокам производственного обучения (главная цель — расширение банка цифровых образовательных ресур-сов).Руководитель группы мастер п/о высшей категории Григорьева И.А.
С 2014 года инженерно-педагогический коллектив колледжа взял за основу единую методическую тему «Использование ИКТ в совершенствовании педагогического процесса как необходимое условие для формирования функциональной грамотности будущих специалистов». Выбор данной темы основывается на проблемах ТиПО, которые являются и проблемами нашего колледжа – это совершенствование применения ИКтехнологий в обучении, формирование функциональной грамотности специалистов.
На заседаниях Педагогического совета в 2015-2016 учебном году рассматривались вопросы по темам:
 «Модернизация системы работы колледжа в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики, инте-грация в мировое общеобразовательное пространство»;
 «Научно-методическое сопровождение образовательного процесса колледжа»
 «Создание эффективной системы профессиональной ориентации в кол-ледже»
 «Рациональное питание как залог здоровья будущего поколения страны»
Проведённые Методические советы были направлены на рассмотрение и согласование учебно-планирующей и методической документации, итогам проведения внутриколледжного контроля. Прошли тематические методсоветы:
• «Процесс информатизации как фактор повышения качества учебных занятий теоретического и производственного обучения»
• «Полиязычие – современное состояние и перспективы»
В 2015-2016 учебном году в колледже работали две цикловые методические комиссии и одно методическое объединение:
1. ЦМК преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения (руководитель Пицина И.А.). Тема ЦМК «Совершенствование профессионального уровня педагогов для организации познавательной деятельности учащихся через внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий, ИК-технологий».
2. ЦМК преподавателей общеобразовательных дисциплин (руководитель Стрельба Л.Н.). Тема ЦМК «Внедрение интерактивных методов обучения, как средства развития общих компетенций обучающихся».
В начале каждого учебного года чётко определяются основные задачи работы преподавателей и мастеров производственного обучения данных цикловых методических комиссий:
1. Повышение качества проведения учебных занятий по теоретическому и производственному обучению на основе внедрения новых информационных и интерактивных педагогических технологий.
2. Вести активную целенаправленную работу по использованию ЦОР (цифровых образовательных ресурсов), созданию предметной медиатеки к урокам т/о и п/о.
4. Качественная подготовка и проведение предметных недель, мастер-классов опытных мастеров п/о, занятий по техническому творчеству, ис-следовательской работы в научных обществах учащихся, а следовательно повышение их роли в совершенствовании педагогического мастерства преподавательского состава колледжа.
5. Проводить диагностическую и аналитическую деятельность, совершенствуя профессиональный уровень педагогов и мастеров п/о.
6. Оказывать всевозможную методическую помощь и поддержку молодым преподавателям и мастерам п/о, организуя занятия школы педагогического становления, привлекая опытных педагогов-наставников, предоставлять возможность непрерывного повышения своего методического, педагогического и профессионального мастерства.

Всего в колледже в 2015 — 2016 учебном году обучалось 279 человек (на 01.06.2016г. – 276чел). В группах с государственным языком обучалось 50 человек. Выпуск составил 135 человек.
7 человек получили дипломы с отличием (5,2%).
Процент качества знаний за 2015-2016 учебный год составляет (сравнение с 2014-2015 учебным годом):
по теоретическому обучению – 63,4% (68,1%), СОУ – 59,7% (68,3%), средний балл – 3,7 (3,8)
по производственному обучению – 78,2 % (75%) , СОУ – % 70,4% (77%) , средний балл – 3,7 (4,1)
Общий качественный результат (ТО и ПО) – 70,8% , СОУ – 65%, средний балл – 3,9 (в сравнении за 2014-2015 учебный год – 71,5%, СОУ – 72,6%, средний балл – 3,9).
Качество реализации системного обновления среднего и профессионального образования зависит от готовности педагогических кадров к работе в новых условиях. Успех внедрения инновационных изменений в реальную практику в руках самих педагогов и мастеров производственного обучения. Поэтому особое внимание уделяется своевременному профессиональному совершенствованию, непрерывному образованию инженерно-педагогических сотрудников.
В 2015-2016 учебном году курсы повышения квалификации прошли:
o Злобина Валентина Васильевна – преподаватель физкультуры , тема «Формирование профессиональной компетентности преподавателей физической культуры в условиях обновления содержания ТиПО»(02-14.11.2015г., НЦПК «Өрлеу», г. Павлодар)
o Шугабаева Г.Е. – руководитель, прошла курсы в ТОО «Республи-канский учебно-методический центр гражданской защиты», тема «Гражданская оборона» (06-10.06.2016г., г. Алматы)
o Алигожина Н.Р. – мастер производственного обучения, тема «Ду-альная система обучения как фактор развития конкурентоспособного выпускника системы ТиПО» (25.12.2015-08.01.2016г., ИнЕУ, г. Павлодар)
o Нурмадиева Г.Н. – педагог-психолог, тема «Социально-коммуникативное психологическое консультирование в учебно-воспитательном процессе» (25.012.-08.01.2016г., ИнЕУ, г. Павлодар)
o Максилова С.И., Нурмадиева Г.Н. — психолог, тема «Экстренная психологическая помощь в кризисных ситуациях (суицид, насилие, трафик)» (22 — 26.02.2016г., МОН РК, РЦПКиТТ, ПГПИ и НГПУ (г.Новосибирск, Россия), г. Павлодар)
o Дяткова О.А. — мастер производственного обучения, дистанционные курсы по теме «Использование современных педагогических и информационных технологий на уроках производственного обучения» (02.- 12.03.2016г., ИнЕУ, г. Павлодар)
o Султанов Т.С. – музыкальный руководитель, тема «Социально-культурное воспитание детей посредством музыки» (18.03.-01.04.2016г., ИнЕУ, г. Павлодар)
o Галиева Ш.Б., Нурмадиева Г.Н., Пицина И.А., Арынова А.К., Алигожина Н.Р. – прошли курсы «Педагог новой формации в системе технического и профессионального образования» (механизм внедрения образовательных программ, разработанных НАО «Холдинг «Кәсіпқор» на основе модульно-компетентностного подхода» (с 20.06.-01.07.2016г., НАО «Холдинг «Кәсіпқор», г. Павлодар)
o Казьмина М.В. – преподаватель предмета «Самопознание», курсы «Научно-методические основы преподавания предмета «Самопознание» (с 13-25.06.2016г., АО НЦПК «Өрлеу», г. Павлодар)
o Архипова М.А. – библиотекарь, тема «Формула успеха современной библиотеки: инновации плюс сотрудничество» (с 20-24.06.2016г., ПГПИ, г. Павлодар)
Обучающие семинары посетили:
• Стрельба Л.Н. – преподаватель немецкого языка приняла участие в языковых тренингах в рамках XVI Национального съезда учителей немецкого языка (06-07.11.2015г., языковой отдел Гёте-Института г. Алматы)
• Архипова М.А. – библиотекарь, тема «Формула успеха совре-менной библиотеки; инновации и сотрудничество» (с 20-24.06.2016г., ПГПИ, г. Павлодар)
• Архипова М.А. – библиотекарь приняла участие в семинаре на тему «Порядок написания статей и эссе в журналах и газетах»(20.05.2016г., НЦПК «Өрлеу»)
Профессиональную стажировку на предприятиях прошли 8 человек:
• Кулинич И.П.– ТОО «Крендель», с 16-25.03.2016г.
• Макагон Я.Д. – ресторан «Эдем», с 21-27.03.2016г.
• Арынова А.К., Садриденова А.М., Емельянова В.В., Дяткова О.А., Анциферов Д.В., Аипова А.А. – летняя практика на ТОО Турбаза «Баянаул» (согласно графика)

В течение 2015-2016 учебного года в КГКП «Павлодарский колледж сервиса и питания» уроки теоретического и производственного обучения прошли в рамках методического цикла «Педагогическая планета», целью которого является популяризация инновационных методов организации образовательного процесса: внедрение и распространение современных инновационных образовательных технологий в практику учебно-воспитательного процесса; реализация творческого потенциала преподавателей и мастеров производственного обучения, повышение их педагогического и профессионального мастерства.

Открытые уроки провели 10 человек: Дяткова Е.А., Емельянова В.В., Арынова А.К., Хамиева Д.О., Кулинич И.П., Пицина И.А., Амантай А., Каральная Л.Р., Дяткова О.А., Костромин А.В.
С целью распространения положительного опыта работы мастеров производственного обучения высшей квалификационной категории традиционно прошли мастер – классы:
 «Декор — искусство» (мастер п/о Дяткова Е.А.)
 «Вкусные советы» (мастер п/о Дяткова О.А.)
Занятия по техническому творчеству в колледже выступают как средство индивидуального обучения, позволяющие более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, дают возможность раскрыть творческий потенциал, максимально проявлять свою активность и изобретательность, интеллектуальный потенциал. Обучение творческому труду – это воспитание нового отношения к профессии. В рамках внутриколледжного ученического фестиваля «Радость творчества» подготовлены и проведены следующие выставки технического мастерства:
 «Фарфоровая миниатюра» (мастер п/о Дяткова Е.А.)
 «Комплимент на языке фруктов» (мастер п/о Кулинич И.П.)
 «Мгновения весны» (мастер п/о Макагон Я.Д.)
 «Декорирование пасхальных яиц цветочными композициями из мастики» (мастер п/о Емельянова В.В.)
 «Солёные сувениры» (мастер п/о Садриденова А.М.)
 «Секреты кракле» (мастер п/о Дяткова О.А.)
 «Снежинки-балеринки» (мастер п/о Григорьева И.А.)
Все открытые уроки и мероприятия прошли на высоком методическом уровне, использовались информационно-коммуникационные технологии, интернет-ресурсы, в методкабинете имеются разработки в печатном виде, диски и фотоотчёты.
Ежегодно в колледже, в соответствии с планом методической циклограммы, обучающиеся и преподаватели окунаются в атмосферу развития интеллектуальных умений, творческих способностей, личностного роста в выбранной профессиональной деятельности, участвуя в организации предметных недель. В 2015-2016 учебном году было проведено 6 недель «предметных удовольствий», материалы которых собраны в сборник цикла «Педагогическая планета».
В течение учебного года в колледже осуществлялась деятельность «Школы педагогического становления» для молодых специалистов, проведено 4 теоретических семинара. В январе 2016 года молодые мастера п/о Макагон Я.Д., Арынова А.К., Садриденова А.М. приняли участие в работе областной Школы-фестиваля «Эстафета просветительства» (сертификаты). Так же в рамках работы Школы-фестиваля провели мастер-классы опытные преподаватели-наставники: «Мастер-класс и творческая мастерская как виды обучения и способы восприятия информации» (методист Стрельба Л.Н.), «Эффективная организация этапа актуализации знаний, как основа качественного формирования новых знаний» (мастер п/о Кулинич И.П.), в работе выставки учебно-методических разработок приняла участие мастер п/о Григорьева И.А. (вручены Благодарственные письма Управления образования).
2015-2016 учебный год принёс много значимых достижений для колледжа:
• Победители республиканского конкурса «Национальный бизнес-рейтинг в Республике Казахстан 2015». Награждены национальными сетрификатами: «Лидер отрасли 2015» — КГКП «Павлодарский колледж сервиса и питания»; «Лучший руководитель года 2015» — руководитель колледжа Шугабаева Г.Е.; «Специалист года 2015» — заместитель руководителя по УПР Галиева Ш. Б.;«Специалист года» в номинации «Бухгалтерский учёт и аудит» — главный бухгалтер Опенлендер О. А.
• В связи с празднованием Дня государственных символов РК за организацию работы по патриотическому воспитанию награждён педагогический коллектив колледжа и учащиеся Благодарственным письмом Управления по вопросам молодёжной политики Павлодарской области (июнь, 2016г.)
• Победитель (1 место) I-го Регионального конкурса «WorldSkills Kazakhstan — Павлодар» по компетенции «Поварское дело» среди студентов учебных заведений ТиПО учащийся колледжа Шалабаев Мадияр, награждён Почетной грамотой, медалью победителя конкурса и ценным призом по компетенции «Поварское дело» (2016г.)
• Шугабаева Г.Е. победитель (1 место) областного этапа Республиканских педагогических чтений «Инновации и опыт в образовании: вызовы времени», посвященные 175-летию Ы. Алтынсарина, в направлении «Модернизация системы ТИПО в условиях индустриально-инновационного развития экономики», призёр (3 место) республиканского этапа педчтений (Диплом, 2016г.)
• мастер п/о Емельянова В.В. обладатель номинации «Шебер ұстаз», награждена Дипломом и ценным подарком Управления образования Павлодарской области (2015г.)
• Костромин А.В. награждён Нагрудным знаком «Почетный деятель спорта Республики Казахстан» (юбилейный знак к 100-летию футбола в РК, 2016г.)
• Благодарственные письма Управления образования получили преподаватели: Стрельба Л. Н., Григорьева И. А., Кулинич И. П. за участие в областном мероприятии «Школа-фестиваль «Эстафета просветительства» (2016г.)
• Именные сертификаты получили участники Республиканского конкурса «Лучший интерактивный урок ТиПО — 2015» — преподаватели Хамиева Д.О., Пицина И.А., Стрельба Л.Н., Емельянова В.В., Макагон Я.Д., Дяткова Е.А., Григорьева И.А., Кулинич И.П. (2015г.)
• Участники международного интернет-конкурса «Конспект года» преподаватели Пицина И.А., Стрельба Л.Н., Кулинич И.П., Емельянова В.В. (сертификаты, 2015г.)
• Участниками межрегиональной научно-практической конференция «IV Ахметовские чтения. Современный образовательный процесс: опыт, проблемы, перспективы» стали: методист Стрельба Л. Н., мастера п/о Кулинич И. П., Емельянова В.В., Макагон Я.Д. (сертификаты, работы опубликованы в межрегиональном сборнике материалов конференции, 2016г.)
• Библиотекарь колледжа Архипова М.А. награждена Дипломом 1 –й степени за участие в профессиональном конкурсе «Битва библиотечных титанов» (ПГПИ, 2016г.)
Основным фактором личностного и профессионального развития педагогов и обучающихся является особая форма организации педагогического процесса в виде научно-исследовательской деятельности. В течение учебного года преподаватели вместе с учащимися смогли достойно представить доклады научно-исследовательского характера, активно участвуя в научно – практических конференциях различного уровня:
- Вьюненко Антон призёр (3 место) городского конкурса художественного чтения «Мы с президентом в помыслах едины!», проведённого на базе ПГУ им. С. Торайгырова (подготовили преподаватели Шарапиденова Г.Т., Шугабаева Г.Е., Султанов Т.С., 2016г.)
- уч-ся группы Сметанина Карина призёр (2-е место) областного конкурса «Art-Cake», посвящённого празднованию 25-летия Независимости РК (подготовила мастер п/о Григорьева И.А., 2016г.)
- Учащийся группы К 1-77 Паршаков Кирилл занял III место в международной научно-практической конференции «Повышение качества образования, современные инновации в науке и производстве», конкурс творческих, исследовательских и проектных работ «Будущее начинается сегодня!» (подготовила преподаватель Хамиева Д.О., 2016г.)
- Призёр (3-е место) областного лингвистического дистанционного конкурса «Выдающиеся деятели Казахстана», посвящённого знаменательным датам 2016 года уч-ся Тоболина Анжелика (подготовила преподаватель анг. яз. Казьмина М.В., 2016г.)
- уч-ся Тоболина Анжелика обладатель номинации «За креативный подход в решении лингвистических задач» III-й межрегиональной научно-практической конференции учащихся колледжей на иностранном языке «Развитие творческого потенциала личности и общества» (подготовила преподаватель анг. яз. Казьмина М.В., 2016г.)
- Творческая группа уч-ся колледжа обладатель номинации «Лучшая визитная карточка» в городском празднике «Старинные русские рецепты» (музыкальный руководитель Султанов Т.С., 2016г.)
- учащаяся группы К 2-72 Яшина Татьяна стала участницей II-й областная полиязычной Олимпиады среди студентов учебных заведений системы ТиПО (подготовили преподаватели – языковеды Казьмина М.В., Галиева Ш. Б.
( Благодарственные письма, сертификат участника, 2015г.)
- учащаяся группы К 1-78 Ким Надежда приняла участие в городском конкурсе «Тіл – халық жанын танудың кілті», получила Диплом о присвоении номинации за успешное овладение государственным языком «Болашақ» (подготовила преподаватель Бейсенова С. Т., 2016г.)
- уч-ся группы П 2-68 Матвеева Евгения обладатель номинации «Справедливое решение» областного конкурса на лучший плакат антикоррупционной направленности «Нет коррупции!» (подготовила преподаватель Шарапиденова Г.Т., 2016г.)
- уч-ся группы К 1-77 Новокшанова Алина приняла участие в Республиканском конкурсе среди учебных заведений дошкольного, среднего и профессионально-технического образования «Ұлы Дала Елі», в номинации «Потомки великой степи» (сертификат, 2016г.)
- команда учащихся колледжа заняла 4 местов 25-й областной Спартакиаде среди колледжей 2 лиги: первенство по волейболу ІІІ место, лыжные гонки — ІІ место, Президентское многоборье — ІІІ место, лёгкая атлетика — ІІІ место, легкоатлетический кросс — ІІІ место, баскетбол — ІІ место. В личном зачёте призёрами стали 22 человека.
В текущем учебном году продолжила работу творческая группа мастеров производственного обучения «ИКТ в руках мастера» (руководитель Григорьева И.А.) по созданию электронных страничек к урокам производственного обучения (цель — расширение банка цифровых образовательных ресурсов). В областном Интернет-фестивале педагогических идей «Лучший интерактивный урок» приняли участие 9 человек, все получили сертификаты участников: Емельянова В.В., Амантай А., Казьмина М.В., Дяткова О.А., Арынова А.К., Стрельба Л.Н., Пицина И.А., Макагон Я.Д., Кулинич И.П.
Для освещения значимых событий колледжа, таких как: спортивные достижения студентов, успехи методической работы коллег опубликованы статьи в областных педагогических газетах «Ұстаздар газеті» и «Педагогика хабаршысы». Всего 12 статей на русском и казахском языках.
В 2015-2016 учебном году успешно прошли аттестацию следующие инженерно-педагогические работники:
 присвоена (досрочно) первая квалификационная категория преподавателя общеобразовательных дисциплин Хамиевой Д.О.
 подтверждена первая квалификационная категория мастера производст-венного обучения Алигожиной Н.Р.
 присвоена вторая квалификационная категория Злобиной Валентине В., Нурмадиевой Г.Н., Максиловой С.Т.
Всего ИПР 31 человек, образование высшее – 31 чел. (100%), из них имеют: высшую категорию- 9 человек (29%), первую категорию – 7 человек (22,5%), вторую категорию – 5 (16,1%), без категории – 10 человек (32,2%).
Каждый учитель должен ставит перед собой цель — достижение определенного результата в работе, а это способствует организации целенаправленной последовательной, планомерно развивающейся профессиональной деятельности. Ежегодно в конце учебного года проводится анализ всей педагогической деятельности инженерно-педагогических работников по критериям профессионального рейтинга эффективности педагогической деятельности педагогов и мастеров производственного обучения. В 2015-2016 учебном году получены следующие данные:

Ежегодно в конце учебного года проводится анализ всей педагогической деятельности инженерно-педагогических работников по критериям профессионального рейтинга эффективности педагогической деятельности педагогов и мастеров производственного обучения. В 2015-2016 учебном году получены следующие данные:

- достаточная эффективность в работе (от 96 баллов): Костромин А.В. (129 баллов) – преподаватель предмета «Физическая культура»; Пицина И.А. (121 балл) – преподаватель спецдисциплин.; Казьмина М.В. (106 баллов)- преподаватель английского языка; Хамиева Д.О. (104 балла) – преподаватель общеобразовательных дисциплин; Злобина В.В. (102 балла) — преподаватель предмета «Физическая культура»; Анциферов Д.В. (96 баллов) – преподаватель спецдисциплин.
Остальные преподаватели имеют показатель недостаточной эффективности в работе

- достаточная эффективность в работе: Кулинич И.П. (149 баллов), Емельянова В.В. (140 баллов), Макагон Я.Д. (118 баллов), Дяткова О.А. (112 баллов), Григорьева И.А. (108 баллов), Дяткова Е.А. (107 баллов), Арынова А.К. (101 балл)
Остальные мастера п/о имеют показатель недостаточной эффективности в работе.
Активная позиция педагогов, их заинтересованность в совершенствовании собственной деятельности, применение новых технологий в обучении и воспитании, профессиональный интерес к результатам обучающихся является гарантией дальнейшего развития учебно-воспитательной системы колледжа. А усовершенствованная система методической работы даёт свои результаты: в колледже создана атмосфера сотрудничества среди членов инженерно-педагогического коллектива.